13 октября состоялась лекция-встреча: «Гипнотерапия с научной точки зрения (учение Павлова об условных рефлексах)»

13 октября состоялась лекция-встреча: «Гипнотерапия с научной точки зрения (учение Павлова об условных рефлексах)» в рамках дискуссионного научно-популярного лектория МГППУ «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность»

Ведущий -  Г.Ю. Иванов - психолог, гипнолог, гипнотерапевт

 

 

«Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены.»

Марк Твен

Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут использованы.

Столь интригующий феномен - гипноз, изучается, обсуждается многими специалистами и практиками. Лекция, проведенная в рамках дискуссионного научно-популярного лектория о проблемах современной психологии, изначально не претендовала на строгую академическую научность, но было очень интересно ознакомиться с мнением известного практика в области гипноза-это хорошая возможность  получить информацию «из первых рук», наглядно увидеть воздействие на психику методом гипноза и попытаться задуматься и проанализировать, в том числе, переосмыслить многие моменты, связанные с  влиянием психолога-консультанта на клиента...То есть, насколько ответственной должна быть работа практического психолога в плане осторожности, продуманности и профессиональной подготовки (знаний и навыков).

Организовывая эту встречу, мы рассчитывали, что какое-то количество умных, но легковерных людей задумаются и, надеемся это им поможет уже по-настоящему разобраться в понимании себя, своих проблем и окружающего нас мира...

Подчеркнем еще раз острую проблему снижения уровня доверия и уважения к профессии практический психолог вследствие низкого (не высокого) уровня подготовки и употребления не имеющих научно подкрепленного объяснения методик, результат  действия которых иногда оказывается временно «эффективным», но не за счет их валидности и надежности с точки зрения науки, а за счет закономерностей психики, многих известных психологических эффектов: плацебо, Форера-Барнума, Розенталя, эффекта аудитории (эффект группы), ореола и т.д. «Составитель популярного «Словаря парадоксальных определений» Виктор Кротов с присущим ему остроумием выбрал для понятия «психотерапия» такую дефиницию анонимного автора: «Наука, в соответствии с которой пациент, вероятнее всего, выздоровеет, но навсегда останется круглым идиотом». Увы, тонкий сарказм этого определения, вероятно, остался неуловим для большинства читателей, которые представляют себе, что такое психотерапия, главным образом понаслышке.» (Степанов С.С.  «Мифы и тупики поп-психологии». )

И это, увы, не удивительно, потому что число «дипломированных» психологов с «волшебными» псевдонаучными, подчас мракобесными методиками растет чуть ли в геометрической прогрессии. Как выпускник-специалист, получивший положительные отметки в диплом по анатомии ЦНС, клинической психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, патопсихологии, социальной психологии и т.д.  может не знать основ современной психологии и естественнонаучных направлений? Учебники Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Хомской Е. Д. «Нейропсихология», Недоспасова В. О. «Физиология центральной нервной системы», Карвасарского Б.Д. «Психотерапия» и т.д. входят в базовые для изучения. Откуда потом берутся астро-энерго-карто-хиро-кармо-ауро-танато ...терапевты и т.п.?

Со своей стороны, мы хотели бы отметить, что даже не воздействуя директивно, тем или иным образом (порой даже не осознавая этого) мы можем суггестивно влиять на чужую психику, хотя бы из-за особенностей феномена внимания:

https://youtu.be/Te-j4QJJRx0

TED на русском: Искусство отвлекать внимание.

Психолог, гипнолог Геннадий Юрьевич Иванов поделился с нами своими наблюдениями и гипотезами на тему объяснения трансовых и гипнотических состояний психики. Безусловно, многие моменты теории Павлова И.П. о ВПФ и теории УР-деятельности дополняются и корректируются современными открытиями в области комплекса нейронаук, но с основными моментами учения Павлова, отмеченными в лекции Иванова Г.И., пожалуй, можно согласиться: формирование в памяти «следа», так называемой, психотравмы, формирование привычного паттерна, что в некоторых случаях можно «корректировать» методом проработки в состоянии ИС, в том числе гипноза.

Нам бы хотелось отметить, что в лекции были приведены, как попытки разобраться в феноменах «психотравмы» и гипноза разработки:

1. Ухтомского А.А. (Доминанта - устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» - возникающие в коре головного мозга - составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».)

2. Теория установки Узнадзе Д.Н. (Психологическая теория, согласно которой установка – это целостное изменение личности, возникающее в процессе взаимоотношений организма со средой и определяющее собой всю психическую деятельность. Отражение действительности осуществляется через посредство установки субъекта. Она рассматривается, как ключ для понимания единства и целесообразности поведенческой деятельности живого существа. Образование и функционирование установки подчиняется физиологическим закономерностям. Различаются основные особенности установки: динамичность – инертность, пластичность – «грубость», вариабельность – контактность, стабильность – лабильность, легкость или трудность возбудимости.Особенности фиксированной установки являются показателем типологических черт личности человека.

Нам бы хотелось добавить, что с интересной информацией о ИСС можно ознакомиться из современных работ финского психолога, нейроучёного, философа сознания А́нтти Рево́нсуо (фин. Antti Revonsuo), который получил широкую международную известность в научных кругах благодаря двум своим теориям: теории моделирования опасности (Threat Simulation Theory) и эволюционно-психологической теории сновидений (Evolutionary–Psychological Theory of Dreaming).

«Понятие «измененное состояние сознания» (ИСС) предполагает, что существуют некое поддающееся определению нормальное, или базовое, состояние сознания (НСС), которое на время уступает место измененному состоянию, но рано или поздно мы снова возвращаемся к базовому состоянию. В первом приближении, ИСС – это временное, обратимое состояние сознания, которое значительно отличается от базового состояния и может длиться от нескольких мгновений до нескольких часов. Постоянные, необратимые изменения осознаваемого переживания, например, нейропсихологические расстройства, вызванные травмой головного мозга, обычно не относятся к ИСС…

Среди аспектов переживаний, в которых могут произойти изменения, можно назвать, например, внимание (в медитации внимание становится суперсосредоточенным), восприятие (лунатик может видеть в своей спальне вещи, которых на самом деле в ней нет), воображение (гипноз может вызвать очень яркие внутренние образы), внутреннюю речь (в медитации или в потоке сознания внутренняя речь может исчезнуть), процессы памяти (во время сновидения или гипноза мы часто не можем вспомнить факты своей реальной жизни), процессы мышления (в сновидении мы принимаем на веру совершенно нелогичные или некритичные мысли), содержание переживания (переживая «эйфорию бегуна», можно испытать чувство мистического единения с природой), восприятие времени (в медитации или в переживании потока сознания может пройти час, а нам кажется, что прошло всего пять минут), эмоции и чувства (когда мы пьяны, агрессия и привязанность чувствуются и выражаются сильнее, чем обычно), самоконтроль (когда мы пьяны, то можем вести себя «неприлично», чего не позволяем себе в нормальном состоянии), внушаемость (под гипнозом предложения гипнотизера становятся для нас реальностью), восприятие своего тела (при вне телесном переживании человек видит одно тело, но чувствует себя в другом и идентифицирует себя с «эфирным телом», парящим в воздухе) и собственную идентичность (во сне мы можем выглядеть не так, как в жизни)…

Но если принять, что осознавание ИСС как ИСС может иметь место после того, как измененное состояние закончилось, это позволяет правильно классифицировать большинство ИСС (например, сновидения) именно как ИСС.

Один из ведущих исследователей, начавший изучать ИСС еще в 60-х годах, Чарльз Тарт, предлагает определение, которое вполне соответствует условиям, изложенным выше:

«Измененное» состояние – это состояние, при котором происходят качественные, а также, возможно, количественные изменения в общих паттернах ментального функционирования относительно некоторого состояния сознания, выбранного в качестве базового (обычное сознание), и человек, переживающий это состояние, чувствует, что его сознание качественно (и часто радикально) отличается от того, как оно функционирует в базовом состоянии (Tart, 2000, p. 257)…

Выводы.

Дать определение измененного состояния сознания почти так же трудно, как и определение самого сознания. Существует множество различных определений ИСС, и все они сходятся по двум следующим пунктам: при ИСС функционирование или содержание сознания (или и то и другое) не такие, как в базовом состоянии, которое считается стандартным или нормальным состоянием сознания.»

В заключение нам хотелось бы напомнить о важности изучения и понимания основ современных научных теорий, концепций психических явлений цитатой-предостережением из статьи Фридмана В.С.:

«Всё больший процент умных и любознательных людей из народа, в принципе тянущихся к знанию, принимают за таковое- разные виды религии и/или псевдонауки, как Уильям Ф. Бакли, водитель, высланный за Карлом Саганом организаторами конференции, и описанный в начале первой главы его книги «Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме …»

И, соответственно, они всё более потребляют и культивируют это незнание - или псевдо-знание. Причём учёные в столкновениях (по частным поводам) с этим модерным вариантом лысенковщины всё чаще проигрывают..."

http://www.socialcompas.com/2014/10/17/nuzhna-li-nauka-dlya-populyarizatsii-nauki/

 

Сайт Иванова Г.Ю. «Гипноз»: Статья «Гипнотерапия-это…?»

http://classicalhypnosis.ru/gipnoterapiya-eto#content

Видео-материалы

https://youtu.be/wzvGGLEZYks

https://youtu.be/4lrUKAFjHpg

https://youtu.be/DG2gvaMqnHY

Фото https://yadi.sk/d/1PDIIfFdwooWX

Более подробно можете узнать на сайте факультета http://fdomgppu.ru/node/105789

 

Наталия Жукова, студентка ФДО МГППУ, руководитель проекта