Аннотация магистерской программы ФДО МГППУ «Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий»

МАГИСТЕРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Направление: 37.04.01 Психология

Направленность программы:
«Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий».

Программа реализует 5 типов задач профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий (основной); научно-исследовательский, просветительско-профилактический, консультативный, реабилитационный и обеспечивает направленность программы в рамках профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере».

Особый статус программы: с применением дистанционных образовательных технологий
и с применением электронного обучения. Для инвалидов и лиц с ОВЗ предусмотрено обучение
по учебному плану с включением адаптационных модулей.

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: МАГИСТР

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года

Требования к абитуриентам:
Базовое образование при поступлении: высшее (диплом бакалавра, дипломированного специалиста, магистра).

Поступление:
Комплексный экзамен по психологии проводится в формате вуза.

Выпускающая кафедра: Психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ.

Руководитель программs: Одинцова Мария Антоновна, зав. кафедрой, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ.

Чему обучают?
Умению исследовать и решать проблемы личности и группы в трудных жизненных ситуациях с целью выстраивания профессиональной психологической помощи.

Кого готовят?
Уникальных высококвалифицированных специалистов, знающих принципы организации научных исследований в области практической психологии и психологического консультирования, способных оказывать психологическую помощь с использованием дистанционных технологий лицам разных возрастов и социальных групп; специалистов, способных разрабатывать программы психологической помощи, психологического сопровождения, программы индивидуальной и групповой работы для лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Где смогут работать магистранты?
Организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению (комплексные центры социальной помощи, психологические центры и т.п.); общественные организации, фонды; образовательные учреждения; медицинские учреждения (больницы, санатории, реабилитационные центры и т.п.); коммерческие структуры, различные структуры и формирования, оказывающие психологическую помощь, в том числе и с использованием современных дистанционных технологий (интернет-консультирование, телефон доверия и т.п.). Возможные занимаемые должности: психолог в социальной сфере, психолог, практический психолог, психолог в образовательных организациях, психолог в реабилитационных и консультационных центрах, психолог-консультант, в том числе психолог-консультант On-line, психолог-консультант на телефоне доверия. При наличии опыта работы не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования: руководитель центра, руководитель службы, руководитель центра психологической поддержки.

Особенности программы: Магистерская программа представляет собой образовательную программу нового типа и нацеленную на подготовку уникальных высококвалифицированных специалистов в области практической психологии. При реализации программы магистратуры применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, что расширяет границы для обучения по данной программе студентов из ближнего и дальнего зарубежья, а также студентов с инвалидностью.

В учебном процессе участвуют известные доценты и профессора:

▪ Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ;

▪ Барцалкина Виктория Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ;

▪ Гурова Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии
и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ;

▪ Камин Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ, Президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи; психотерапевт;

▪ Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно - историческая психология детства» МГППУ;

▪ Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии
и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ;

▪ Третяк Элина Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ.

Осваиваемые компетенции (УК и ОПК):
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 841 от «29» июля 2020 года (рег. № 59373 от «21» августа 2020 года).

Профессиональные компетенции (ПК):
На основе профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «14» сентября 2023 № 716н ((зарегистрированным Министерством юстиции Российской федерации № 75620 от «18» октября 2023 года):
▪ Способен анализировать и разрабатывать программы оказания психологической помощи социально уязвимым группам и лицам (ПК-1).
▪ Способен к проведению и разработке программ психологической помощи по формированию
и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации (ПК-2).
▪ Способен разрабатывать программы индивидуальной и групповой работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач (ПК-3).
▪ Способен модифицировать, адаптировать существующие методы и методики практической деятельности психолога с использованием современных дистанционных технологий и использовать современные информационно-коммуникационные технологии и социальные сети для решения вопросов клиентов (ПК-4).
▪ Способен к диагностике и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов с учетом возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска и принадлежности к социальным группам для психологического сопровождения клиентов и создания социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов (ПК-5).

Особенности обучения:
Учебный план базовой части построен по модульному принципу.

Блок 1 «Дисциплины»:
Модуль №1 Теоретико-познавательный:
Философия и методология современной науки, Научные школы и теории в современной психологии, Актуальные психологические проблемы современного общества.
Модуль №2 Научно-исследовательская деятельность и методы психологических исследований:
Дизайн психологического исследования, Количественные и качественные методы в психологических исследованиях, Статистические методы в психологических исследованиях.
Модуль №3 Профессиональное взаимодействие:
Тренинг профессионального саморазвития, Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии, Этика и организация профессиональной деятельности психолога, Академическое письмо (на русском и английском языке) и деловая коммуникация, Преподавание психологии
и психологическое просвещение.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Возрастно-психологическое развитие личности, Киберпсихология, Современные методы психодиагностики, Развитие личности в различных социальных ситуациях, Разработка и экспертиза программ психологической помощи социально уязвимым отдельным лицам и группам, Технологии дистанционной психологической помощи, Программы психологического тренинга.
Дисциплины по выбору:
Программы психологической помощи в стрессовых ситуациях/Программы психологической помощи в экстремальных ситуациях, Программы психологической помощи при аддикциях/ Программы профилактики девиантного поведения, Психологическое консультирование по проблемам семейных отношений/ Психологическое консультирование по проблемам супружеских отношений, Программы психологической реабилитации/Программы психологической коррекции.
Факультативы:
Научно-методологический семинар, Личность в психологии.
Адаптационные факультативы для лиц с инвалидностью:
Технологии интеллектуального труда, Средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности.

Блок 2 «Практики»:
Обязательная часть: Научно-исследовательская работа, Научно-исследовательская (квалификационная) практика.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Производственная практика
в профильных организациях.

Начало занятий: 1 сентября.
Трудоемкость программы, всего – 120 з.е. (1 з.е. = 36 академических часов).
Теоретическое обучение – 70 з.е.
Практики – 41 з.е. Практика реализуется на протяжении всего периода обучения.
Государственная итоговая аттестация (Защита ВКР, включая подготовку к процедуре защиты
и процедуру защиты) – 9 з.е.

Контакты и информация
Адрес: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
Руководитель программы: Одинцова Мария Антоновна, тел. 8(495) 607-12-47,
E-mail: odintsovama@fdomgppu.ru
Координаторы программы: Куляцкая Мария Георгиевна, тел. 8(495) 607-12-47, 8(495) 632-99-83
E-mail: kulyackayamg@mgppu.ru